Как я работаю с детьми, у которых низкая успеваемость в школе

Когда у ребенка низкие оценки в школе или ему трудно справляться с заданиями в детском саду, то психолог поможет разобраться с причинами таких результатов.

Сбор информации, диагностика, переговоры

Первым этапом при запросах низкой успеваемости, является сбор информации о ребенке, семье и отношениях в школе.

На этом этапе я смотрю эмоциональное состояние ребенка и его взаимодействие с окружающей средой.

Я наблюдаю за поведением ребенка в кабинете: как он реагирует на то, что о нем говорят или как он отвечает на вопросы и многое другое, что может влиять на его успеваемость (например, как он выполняет домашнее задание дома). 

Вторым этапом является диагностика. Ее я составляю, собрав информацию от родителей и после наблюдения за ребенком.

Чтобы разобраться, в чем причина неуспеваемости, я подбираю и провожу диагностику по тестам, затем анализирую полученные результаты, чтобы составить дальнейшую программу работы или дать рекомендации.

Третий этап. Вместе с родителями веду переговоры по результатам диагностики, беседы и наблюдения, чтобы прийти к дальнейшему плану действий.

На данном этапе происходит понимание, что я могу сделать, а что важно делать родителям, чтобы ребенок начал усваивать материал.

Если выявилось, что взаимодействие с ребенком в семье затруднено, то я предлагаю семейную консультацию.

Таким образом, если есть необходимость в дальнейшей работе, выстраивается план дальнейших действий в сотрудничестве родитель, ребенок и психолог. Если необходимы занятия с ребёнком, то перехожу к следующим этапам.

Занятия с ребенком, корректировки, результаты

Четвертый этап. Составляю индивидуальную программу занятий с ребенком, учитывая его особенности.

Пятый этап. Проведение первого занятия с ребенком. По окончании даю ему домашнее задание.

Шестой этап. После занятия провожу корректировку упражнений и заданий, ориентируясь на уровень сложности. Если ребенок с заданиями справляется хорошо, усложняю, если испытывает затруднения – нагрузку уменьшаю. Таким образом, программа становится посильной для ребенка и интересной.

На последующих занятиях пятый и шестой этап повторяется, только к ним могут добавляться беседы с родителями и промежуточная диагностика.

Когда познавательные функции развиты, или родители говорят, что ребенок начал хорошо учиться и им этого достаточно, занятия прекращаются.

Если познавательные функции развиты, но ребенок все равно не желает учиться, то далее происходит работа с родителями, на предмет их взаимодействия с ребенком.

В заключении хочется обратить внимание на то, что чем раньше родители обращаются за помощью, тем легче и быстрее ребенок подтягивает необходимый уровень знаний и навыков и тем интереснее становится учиться.

Рекомендуемый возраст ребенка не старше 11-12 лет, так как в более позднем возрасте поведение закрепляется. И кроме развития огромное значение начинают иметь привычки. Поэтому, чем старше ребенок, тем задача в разы усложняется и требуется гораздо больше времени для достижения необходимого результата.

Когда ко мне приходят родители с детьми за 1-2 месяца до окончания учебного года с запросом, что у ребенка двойки и он не хочет учиться, то, увы, в этой ситуации я уже мало чем могу помочь.