Стресс – это неспецифическая реакция организма на любые сверхсильные новые раздражители.
Адаптация детей к школьной среде представляет собой процесс, в рамках которого дети приспосабливаются к новым социальным, образовательным и эмоциональным условиям, связанным с поступлением в школу.
Этот переходный этап может вызывать стресс и неопределенность у детей, так как они сталкиваются с рядом изменений и вызовов, с которыми ранее не сталкивались.
Исследование, проведенное Центром по контролю и предотвращению заболеваний (CDC) в США, обнаружило, что около 20% детей первого класса испытывают повышенный уровень тревожности и стресса в первые месяцы обучения.
Ниже я перечислю некоторые потенциальные стрессоры, которые чаще встречаются в этот период. Не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и что для одного ребёнка стресс, для другого праздник.
Потенциальные стрессоры
Незнакомые лица и социальное окружение
В новой школьной среде дети встречаются с множеством новых лиц, как среди сверстников, так и среди учителей и персонала. Это может вызвать чувство неуверенности, тревожности и даже социальной изоляции.
Изменение расписания и режима дня
Переход от домашней обстановки к строгому расписанию уроков, перемен и других активностей может быть довольно напряженным для детей. Новые обязанности и ограничения могут вызвать стресс, особенно в начале учебного года.
Обучение и учебная нагрузка
В первом классе дети сталкиваются с более формализованным и структурированным обучением. Новые знания и умения, а также ожидания со стороны учителей и родителей, могут вызвать беспокойство и страх неуспеха.
Раздельность семейного времени
В школе дети проводят большую часть дня, и это может влиять на семейную динамику. Они могут ощущать отсутствие близкой поддержки, что также может повлиять на их психологическое состояние.
Последствия чрезмерного стресса
Стресс помогает человеку развиваться, но если он чересчур, то может иметь следующие последствия для ребенка в период адаптации:
Снижение психологического благополучия
Высокий уровень стресса может привести к тревожности, депрессии и ухудшению настроения детей. Эмоциональное неудовлетворение может отрицательно повлиять на их обучение и социальные взаимодействия.
Ухудшение учебной мотивации и успеваемости
Стресс может отвлекать детей от учебы и затруднять концентрацию. Это может сказаться на их интересе к учебе и, как следствие, на успеваемости.
Физические проявления
Уровень стресса может влиять на физическое здоровье детей. Головные боли, боли в животе, нарушение аппетита, сна, повышенная потливость, а также ряд других соматических симптомов могут быть связаны с психологическим стрессом.
Снижение социальной адаптации
Сильный стресс может сделать детей более уклончивыми и избегающими социальных контактов, что затруднит их интеграцию в новую среду. Ребенок может начать отказываться ходить в школу, перестать общаться со сверстниками на перемене и т.п.
Профилактика стресса в период адаптации
Понимая, какие последствия могут происходить от чрезмерного стресса, необходимы профилактические мероприятия для ребенка в период адаптации к школе.
Со своей стороны я разработала индивидуальную программу для детей начальной школы, которая поможет снизить уровень стресса у ребенка. Эта программа помогает пережить период адаптации мягче и минимизировать негативные последствия стресса.
Программа состоит из техник различных направлений психологии: телесно-ориентированная психотерапия, гештальт-подход, арт-терапия, нейропсихология.
Техники, который я использую, подбираются индивидуально к каждому ребенку, что делает занятия еще более эффективными. Некоторые из техник, заложенных в этом возрасте, помогут ребенку и в будущем для регулирования своего уровня стресса.
Занятия идут по 40 минут, 1-2 раза в неделю. Стоимость 1000 руб. за занятие. Курс рассчитан на 10 занятий.
Чтобы записаться на занятия, звоните по тел.: +7 (912) 820 04 00